Cik pamanīju, šī tēma interesē cilvēkus, tapēc ielikšu nelielu materiālu.
(S.Akimova, V.Akimova, O.Tkacenko)
Pagājušā gadsimta 50-to gadu vidū medicīnā parādījās īpaša nozare – animaloterapija (zooterapija). Kontaktēšanos ar dzīvniekiem sāka izmantot ne tikai nervu stresa noņemšanai, bet arī cilvēku, ar visai nopietnām diagnozēm, ārstēšanai. Ir dažādi animaloterapijas veidi – reiterterapija, delfīnterapija, Krievijā ir savs jaunievedums – roņterapija. No visiem animaloterapijas veidiem Latvijā ir pieejama reiterterapija un kanisterapija (“canis” latīņu val. “suns”), ko samērā nesen sāka attīstīt un piedāvāt sabiedrībai biedrība "Dienesta un sporta suņkopības mācību centrs Inter sport Canis".
Lielākajā daļā Eiropas valstu, Amerikā, Krievijā visi animaloterapijas veidi ir plaši izplatīti. Suņiem – terapeitiem ir sava štata vienība daudzos pansionātos, slimnīcās un reabilitācijas centros. Daudzie pētījumi ir pierādījuši speciāli apmācīto suņu labvēlīgo ietekmi. Regulāri notiek semināri un zinātniskie simpoziji par šo tēmu. Nodarbības ar speciāli apmācītajiem suņiem palīdz pie tādām smagām slimībām kā autisms, bērnu cerebrālā trieka , asinsvadu saslimšana, depresija un daudzām citām. Milzīgs šīs metodes plus ir tas, ka praktiski nav nevēlamu blakus efektu, tā nav pielietojama tikai gadījumos, ja ir alerģija uz suņa spalvu. Nav mazsvarīgs fakts, ka efekts no nodarbības nepazūd tad, kad dzīvnieks tiek aizvests.
Lai strādātu ar īpašajiem bērniem suns un tā saimnieks tiek speciāli apmācīti un testēti. Darbam ar pacientiem tiek pielaisti ne visi suņi, tikai mierīgie, neagresīvie, stabilu psihi, ideālu raksturu un augstu intelektu.
Kā notiek nodarbības un kā veidojas canisterapijas labvēlīgais efekts? Bērnam, piemēram, atļauj brīvi kontaktēties ar suni – barot, ķemmēt, pastaigāties ar to. Suņa kopšana un spēles ar to labvēlīgi ietekmē mazās un lielās motorikas attīstību. Bērns vairāk kustas. Pareizu un skaidri izrunātu komandu došana sunim stimulē runas attīstību. Balss komandas sunim tiek papildus dublētas ar žestiem. Redzot, ka dzīvnieks klausa viņam, bērnam ir pozitīvas emocijas, viņš kļūst pašpārliecinātāks, komunikablāks. Noslēgušies sevī bērni ar emocionālām traumām tiecas pēc kontakta ar suni, smaida tam. Kanisterapija var palīdzēt šādiem bērniem
1) atgūt uzticēšanās sajūtu;
2) attīstīt neatkarību, iecietību un paškontroli;
3) paaugstināt pašapziņu, iniciatīvu;
4) empatiju. Bērniem ar cerebrālo trieku mazina muskuļu spasticitāti , uzlabot un atjaunot kustību koordināciju, ķermeņa stāju, līdzsvarot uzbudinājuma un kavēšanas procesus CNS, izveidot jaunus nosacījuma refleksus.
Svarīgs ir psihoemocionālais faktors – bērns neuztver kontaktēšanos ar suni kā kārtējo ārstēšanas kursu (protams, ja vecāki par to nepastāsta). Viņš vienkārši gūst prieku un baudu no saskarsmes. Un suns arī no sirds priecājas, viņam vienalga kādas bērnam fiziskās vai psiholoģiskās īpatnības. Viņu vienkārši sajūsmina šāda maza cilvēciņa eksistence un iespēja atrasties blakus. Suņa tieksme mīlēt cilvēku nav atkarīga no cilvēka politiskajiem vai reliģiskajiem uzskatiem, no izmaiņām sociālajā statusā, dažkārt arī no attieksmes pret viņu pašu.
********************************************************************************
(С.Акимова, В.Акимoва, О.Ткаченко)
В середине 50-х годов прошлого столетия в медицине появилось особое направление — анималотерапия (от англ. "animal" — "животное") (зоотерапия). Родоначальник анималотерапии — нью-йоркский врач-психолог Борис Левинсон, практиковавший в середине прошлого века. Как это иногда бывает, все началось случайно: как-то к врачу, у которого жила дворняга Джинглс, пришла дама с сыном, страдающим серьезным психическим расстройством. К удивлению врача и матери замкнутый, мрачный ребенок совсем не испугался пса и сразу начал его гладить и обнимать. Левинсон дал мальчику наиграться с Джинглсом и решил продолжить их общение — в результате ребенок очень быстро поправился. Позже Левинсон продолжил свои эксперименты с участием разных животных, и его пациентами стали не только дети, но и взрослые. Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами. Но подход Левинсона нельзя назвать бесспорным новаторством: еще в XVIII веке при английской психиатрической больнице «Йорк Ретрит» содержался целый «штат» собак, кошек, кроликов и птиц. Главврач клиники считал, что пациенты, заботясь о своих братьях меньших, получают заряд положительных эмоций.
Есть различные виды анималотерапии- рейтертерапия, дельфинотерапия, в России есть свое ноу-хау — тюленетерапия. Из всех видов анималотерапии в Латвии доступны пока рейтертерапия и сравнительно недавно общество "Учебный центр служебного и спортивного собаководства Inter sport Canis" стал развивать направление канистерапии («канис» по латыни «собака»).
В большинстве стран Европы, в Америке и России все виды анималотерапии широко распространены. Собаки-терапевты являются штатной единицей во многих пансионатах , больницах и реабилитационных центрах . Многочисленные иследования подтвердили благотворное влияние специально обученных собак; регулярно проводятся семинары и научные симпозиумы на эту тему. Занятия со специально обученными собаками помогают при таких весьма серьезных диагнозах, как аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), сердечно-сосудистые заболевания, депрессия и многие другие. Огромный плюс этого метода в том, что у него практически нет нежелательных побочных эффектов, а единственное противопоказание к канистерапии- это аллергия на собаку. И что немаловажно, эффект от занятий не пропадает и тогда, когда животное уводят.
Каким образом проходят занятия и как возникает полезный эффект канистерапии? Ребенку, например, предлагают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Ребенок начинает больше двигаться. Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, способностях строить отношения, общаться. Дети , имеющие травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутые в себе, проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Канистерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии. У детей с ДЦП уменьшается спастика, улучшается и возобновляется координация, становятся более сбалансированными процессы возбуждения и торможения ЦНС, образуются новые условные рефлексы. Кроме того, животные помогают справиться с высоким уровнем тревоги, постоянным беспокойством. Общение с собакой даёт защиту от неврозов и других последствий стрессов. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор- ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется- ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.
Занятия проводятся специалистом-кинологом со специально обученной собакой. Программа занятий составляется и корректируется с участием эрготерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с особыми детьми собака и хозяин проходят специальное обучение, затем тестирование. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
(c) dresetajs aka Vlada Akimova